понедельник, 16 июня 2008 г.

Борис Акунин "Смерть на брудершафт. Фильма третья. Летающий слон. Фильма четвертая. Дети Луны"

Из дневника
http://community.livejournal.com/chto_chitat/3560173.html

Борис Акунин все больше превращается в маркетинговый проект, надо признать, очень удачный. Его относительно новый цикл, выходящий под подзаголовком роман-кино - классический пример расширения линейки бренда. Видимо, достаточно успешный и в финансовом плане- последняя-распоследняя книга "Смерть на брудершафт. Фильма третья. Летающий слон. Фильма четвертая. Дети Луны", вышедшая 26 мая, дешевле 300 рублей мало где стоит. Хотя текста там - на 2 часа чтения в метро. Есть все отличительные и положительные черты бренда, полно уже узнаваемых отрицательных.
Для тех, кто не знаком с циклом - он про войну немецкой разведки и россйиской контрразведки. Главные герои - Алексей Парисович Романов, нескол ько картонный и более мрачный и трагический клон Фандорина, и супершпион Йозеф фон Теофельс, рыжеватая бестия. Есть свои Масы - у немца слуга, похожий на Франкенштейна, у русского - порудчик Козловский(с натяжкой, так как он начальник Романова). Есть шикарный фон - Первая Мировая война, Великая, как ее называли. Есть увлекательные сюжеты, характерные персонажи, богатый, стилистически почти безупречный язык. Впрочем, что там есть, все поклонники и даже некоторые непоклоннрики Акунина и так знают или догадываются.
Что касается самой книги.
В фильме третьей самое начало войны. Немцы готовят наступление, чтобы одним ударом разбить Россию и прекратить так пугавшую их войну на два фронта. А война-то уже не та, что в 19 веке. И все большую и большую роль имеют самолеты, использующиеся для разведки и уничтожения живой силы противника. Тем более такой богатырь, как "Илья Муромец", тем более что подобного в Германии просто нет. И вот Зепп под видом летчика Долохова внедряет ся в Российскую армию и проводит блистательную диверсию, похоронившую самолет.
В фильме четвертой - Петербург в начале войны. Романов выжил после попытки самоубийста, и вновь пошел служить в контрразведку. А тут и дело подвернулось - отец-полковник обнаруживает, что его дочь снимает секретные документы и передает их немцам. А дочь, как это было можно в то время - морфинистка, декадентка, поклоняющаяся смерти. Конец меня, честно говоря, удивил и напомнил прежнего Акунина с его умением мастерски закручивать интригу.
Недостатки книги существенны. Дорогая цена, малое количество текста(один роман, по существу, Акунин раздробил аж на 5 частей), халтурность в деталях - а ведь на точности в деталях, деталечках и деталюшечках его произведения во многом и держались. Небрежнее стал язык, хотя это, по словам автора, стилистическая особенность цикла. Ходульнее стали характеры, и четко заметно, что они готовятся под экранизацию. И уже тогда, в зависимости от актеров, будут обрас тать плотью. Или не будут.
Достоинства - все таки шикарнейшая стилизация. Шикарнейшие метафоры - летчик, который сравнивается с бритвой золлингена - опустилась в тазик с мыльной пеной(это облака), затем сбрила то, что надо(это бомбардировка) и снова в тазик. Ну и те самые деталюшечки, за которые я готов простить недостатки. Цитата: "За что?! - возмутился Аспид. -Подумаешь, кокаин. Не самогонка же!" И действительно - ведь кокаин в то время продавался в аптеке, порциями по четверть грамма, а самогонка была под строжайшим запретом - сухой закон! И таких вот мизансцен пока еще много.

Резюме - фоннатам Акунина пока читать стоит. Начинать знакомство с писателем с этой книги не стоит. Ну и конечно ждем экранизации - по слухам, летом ее начнем Амедиа, с Парфеновым в роли Зеппа.

Читать
Элла Дерзай "Придуманная женщина"
FireFox 3

Комментариев нет: